31 декабря 1907 г., на следующий день после утверждения королем венгерского закона об экономическом соглашении, генерал Конрад фон Хётцендорф, начальник генерального штаба австро-венгерской армии и бесспорный глава австрийской военной партии, представил императору-королю меморандум. В нем был поставлен ребром вопрос о немедленной аннексии (официальном присоединении к монархии) оккупированных в 1878 г. двух османских провинций — Боснии и Герцеговины.
27 января 1908 г. министр иностранных дел Алоиз Лекса граф Эренталь, автор новой концепции активизации внешнеполитической деятельности империи, предложил вниманию своего государя проект постройки железной дороги от Сараево, главного города Боснии и Герцеговины, до греческого порта Салоники на берегу Эгейского моря. Дорога должна была пересечь Новибазарский санджак, узкий коридор османской земли, временно занятой австро-венгерскими гарнизонами (он отделял Боснию и Герцеговину от Сербии и Черногории). Проект, таким образом, увеличивал радиус стратегического окружения маленького южнославянского королевства, независимое существование которого и растущая притягательная сила для Югославии монархии все больше раздражали правящие круги в Вене и Будапеште,