Главное меню

Авторизация



Йозефинизм: Венгрия и реформы 1780-1790 гг.

Оценить
(0 голоса)
После смерти матери в 1780 г. он стал единоличным властелином. Приветствовавшие его восшествие на престол Гердер и Клопшток, Лессинг и Гёте полагали, что дух обновления, исходящий от просвещенного монарха, даст мощный импульс к пробуждению от средневековой спячки всей Германии. Вместе с тем гениальный Гёте с присущей ему проницательностью подметил противоречивость характера Иосифа, делавшую его фигурой поистине трагической. «У него есть голова, но нет сердца!» — заметил поэт. Система «просвещенного абсолютизма», получившая по имени императора название йозефинизма, действительно имела много страстных почитателей во всех уголках империи, и прежде всего среди молодой формировавшейся национальной интеллигенции. Однако она была сплошь соткана из противоречий,…
Оценить
(0 голоса)
Патентом 1781 г. Иосиф отменил крепостничество, объявив крестьян лично свободными. Отныне они имели право выбирать местожительство, заключать сделки, по освободиться от повинностей и стать собственником своего надела они могли только по соглашению с помещиком путем выкупа. Иосиф запретил помещикам сгонять селян с их наделов, чинить какие-либо препятствия их хозяйственной деятельности. Наряду с этим он с типичной для средневековья жестокостью подавил в 1784 г. восстание десятков тысяч влашских крепостных в Трансильвании. Иосиф покровительствовал мануфактурному производству, отчасти даже в Венгрии и Трансильвании, однако, одержимый идеей абсолютистской централизации империи, вознамерился раз и навсегда покончить с венгерской обособленностью и венгерской конституцией. Он отказался короноваться,…
Оценить
(0 голоса)
В духе Просвещения император осуществил радикальную церковную реформу: закон о веротерпимости положил конец дискриминации протестантов в Венгрии и Трансильвании, избавил от преследований и унижений иудейскую этнорелигиозную группу. Отменялись предписания, обязывавшие евреев носить определенную форму одежды, им разрешалось свободно отправлять свою веру, содержать школы на родном языке, арендовать землю, селиться в городах. Но им предписывалось носить немецкие фамилии — еще одна причуда германизаторски устремленного монарха. Огромное прогрессивное значение «патента о веротерпимости» Иосифа состояло в том, что он открыл доступ к государственным должностям тысячам некатоликов, расширив их возможности в сфере торгово-промышленной деятельности. Император без колебаний и страха упразднил несколько сотен монастырей и…
Оценить
(0 голоса)
Несмотря ла крайнюю свою противоречивость, доктринерство, наивность и даже уродливость отдельных элементов, йозефинизм, будучи детищем европейского Просвещения, стал важным элементом модернизации феодального общества в духовной сфере. Он нашел сторонников среди нарождавшейся национальной, дворянской в основном, но быстро пополнявшейся за счет недворян, интеллигенции, йозефинистской по духу и воспитанию. Сотни се представителей непосредственно прикоснулись к идеям и нравственно-культурным ценностям Просвещения — этого неповторимо великого течения европейской мысли и духа. Они проходили обучение в передовых университетских центрах Германии, Швейцарии, Нидерландов, Англии. Хорошо послужила этому делу и сама имперская столица, где культурная жизнь била ключом. Кузницей кадров национальной интеллигенции стали учрежденные здесь Марией Терезией…
Оценить
(0 голоса)
Перед молодыми венгерскими дворянами открылись двери превосходной библиотеки Хофбурга с ее богатейшей коллекцией, и они с готовностью этим воспользовались. После пятилетней службы гвардейцы возвращались домой духовно обогащенными, по остро ощущавшими безнадежную, казалось бы, отсталость родной страны, В этой среде зрели недовольство, непримиримость и в конечном счете решимость покончить со злом. Из этого слоя молодежи вышли многие венгерские просветители-йозефинисты, которые сначала восторгались йозефинизмом, следовали ему, а затем, разочаровавшись, оказывались в оппозиции к деспотическому режиму просвещенного монарха. Радикальная эволюция во взглядах части дворянской молодежи под влиянием Великой французской революции должна была привести ее к якобинизму. Королевским лейб-гвардейцем был и Дьёрдь Бешеней (1747—…
Оценить
(0 голоса)
Стержневой проблемой венгерского Просвещения являлась проблема родного языка, причем в двух аспектах. Первый — это саморазвитие и обновление языка в целях приспособления его к новым общественным потребностям, и второе — расширение сферы применения венгерского языка с тем, чтобы обеспечить ему достойное место во всех областях духовной жизни и общественной деятельности- Проблема языка, по мнению просветителей, являлась тем решающим звеном в цепи, которое должно было возвысить нацию до уровня самых передовых в Европе. Бичуя аристократию за забвение венгерского языка, Бешеней указывал: «Каждая страна сама заботится о своем языке, на нем учится, судит, торгует, общается и обогащается». Отвергая аргументы германизаторов о «слабости?…
Оценить
(0 голоса)
Во второй половине 1780-х годов в связи с принудительным навязыванием Венгрии немецкого языка движение за права венгерского языка приобрело широкий общественный характер и ярко выраженную антигабсбургскую направленность. Венгры были возмущены не только ущемлением своих прав, но еще больше оскорбляющим их национальное достоинство пренебрежительным отношением к родному языку со стороны имперских властей, а именно их утверждением, что широкое применение латыни есть доказательство неразвитости венгерского языка. Движение за равноправие венгерского языка стало исходным пунктом в борьбе за ликвидацию разделявших нацию сословных перегородок, за единство и законные права рождавшейся нации,
Оценить
(0 голоса)
В то же время в Венгрии развернулось широкое антиабсолютистское оппозиционное движение. Возникли новые формы его организации. Поскольку Габсбурги упорно уклонялись от созыва Государственного собрания, а из-за ликвидации комитатской системы и комитатской автономии не могли быть созваны также и собрания комитатов, дворянство стало использовать в своих политических целях полулегальные масонские ложи, возникшие еще в 1760-х годах. Первоначально они вели в основном культурно-просветительскую деятельность, среди их членов было много служащих, мелких чиновников, учителей, врачей и т, д., сочувственно относившихся к Иосифу и его реформам. С середины 80-х годов сочувствие сменилось конфронтацией. Указ Иосифа об ограничении числа лож и подчинении их полицейскому контролю…