Находившаяся в стадии формирования национальная идеология наряду с бесспорно прогрессивными и справедливыми элементами носила в себе зачатки национализма, питаемого специфическими условиями: во-первых, полиэтничность королевства; во-вторых, двойственное положение в нем нарождавшейся мадьярской нации, одновременно угнетаемой и господствующей — угнетаемой габсбургской Австрией и господствующей в отношении и славян, и влахов. Все это делало чрезвычайно противоречивым каждый шаг вперед национального движения мадьяр.
Характерно, что сама господствующая нация в собственной стране находилась в подчиненном положении, не обладая всеми атрибутами государственного суверенитета, начиная с элементарного для любого национального движения стремления к утверждению законных прав родного языка внутри своего государства. Введение венгерского языка в качестве официального в Венгрии неизбежно ущемляло бы законные интересы иных языков и народов. И без того сложную ситуацию усугубляли шовинистические стремления навязать венгерский язык другим народам королевства.
Подобных стремлений не чужды были и наиболее просвещенные представители венгерского Просвещения, Основоположник и классик его Дьёрдь Бешеней, например, полагал, что народы королевства дружно возьмутся за изучение венгерского-языка хотя бы из чувства благодарности к нации, их «приютившей». Ученый-медик, видный йозефинист Ш. Дечи ратовал за «незаметную мадьяризацшо» через школу и церковь. За 20— МП лет, как писал он, «все иноязычные жители» страны «незаметно» станут мадьярами- Известный публицист-просветитель П. Пепели искренне и простодушно верил, что жителя Венгрии в Трансильвании через 50 лет будут «урожденными мадьярами».