Главное меню

Авторизация



Сравнивая австро-венгерскую и российскую монархии

Оценить
(0 голоса)

В. И. Ленин как-то, сравнивая австро-венгерскую и российскую монархии — что он делал часто и охотно, чтобы подчеркнуть сходство или различие в условиях и тенденциях исторического развития близких во многом империй,— заметил, что феодально-клерикальной, чиновничьей Австро-Венгрии для сближения масс были созданы неизмеримо более культурные условия, чем в России, в государстве с реакционным государственным строем (по сравнению с окружающими странами). Разумеется, Ленина интересовали прежде всего Россия и русские условия, тем не менее основные тенденции абсолютно точно и адекватно отражают культурную ситуацию в обеих странах, не смотря на отмеченную выше сложность и противоречивость развития дуалистической монархии.

Более благоприятные общие условия для развития культуры были созданы прежде всего повышением общего культурного уровня широких народных масс в результате серьезного достижения — резкого сокращения неграмотности до одной трети взрослого населения к концу эпохи дуализма. Перед войной из 2,5 млн. детей школьного возраста образованием не было охвачено всего 10—15%. Число учащихся средних школ удвоилось. Получила развитие сеть высших учебных заведений. Страна обогатилась тремя новыми университетами: Коложварским (ныне Клужский в Румынии), Пожоньским (ныне Братиславский в Чехословакии) и Дебреценским. В 1871 г. открылся Технологический университет, замечательная кузница инженерно-технических кадров и естествоиспытателей. Он дал мировой науке ряд выдающихся ученых, в том числе лауреатов Нобелевской премии. В первой половине 1870-х годов были основаны высшие школы живописи и музыки. Мировое признание получили работы венгерских ученых в области высшей математики, теоретической и экспериментальной физики, геологии, медицинской науки, психоанализа и ряда других. Смешно и наивно, однако, говорить о всестороннем и гармоничном развитии наук в описанных выше печальных во многом социально-политических условиях. Успехи имелись в отдельных отраслях знания, они происходили селективно, в виде прорыва в высшие сферы на некоторых участках мировой науки. У них была добротная основа: приличная система начального и среднего образования и природная одаренность самобытного народа, который, покинув степи Евразии, талантами и усердием своим сумел утвердиться в центре Европы .

Над духовной жизнью венгерского общества властвовал дух романтизма
Все являлось зыбким и половинчатым
Недостатка в новых настроениях и научных с виду концепциях не было
Имре Мадач (1823—1864) - общественный деятель, депутат Государственного собрания
Сила произведения И. Мадача в беспощадной критике

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить