Главное меню

Авторизация



От культуры полукочевников к европейской цивилизации

Оценить
(0 голоса)
Ко времени своего прихода в Среднее Подунавье мадьяры имели материальную культуру, характерную для полукочевнического хозяйственно-культурного типа. Переход к оседлости, развитие и оформление классовых отношений, образование и укрепление феодального государства, христианизация — всё это привело к формированию культуры того типа, который был характерен для других этнических общностей восточной части Центральной Европы. Зимние стоянки полукочевников превратились в постоянные поселения — деревни. Полуземлянки стали основным типом жилища. Шатры использовались лишь летом. Переход к земледелию как главному занятию изменил характер пищи: наряду с мясомолочными продуктами, которые долго преобладали в рационе, все большее место начали занимать злаки. Интересно, что до конца средневековья венгерские крестьяне горячую…
Оценить
(0 голоса)
Историки венгерско-византийских отношений собрали много свидетельств о связях узкого круга деятелей культуры Венгрии с Византией. Но они не говорят о византийском влиянии на процесс развития венгерской культуры. Хотя известны общие с византийскими мотивы в литературе, восприняты они при западноевропейском посредничестве. В венгерском языке нет слов, заимствованных из среднегреческого. Восходящая к последнему лексика (церковная и военная) пришла к мадьярам при посредстве латыни и славянских языков. Весьма немногочисленны отмеченные византийским влиянием произведения искусства, которые были изготовлены в Венгрии (экземпляры печатей, монеты, коронационная мантия, кошель Иштвана I, каменный саркофаг. Принятие христианства в его западноримской форме, требовавшей исполнения обрядов по-латыни, составления и чтения латинских…
Оценить
(0 голоса)
До христианизации венгры пользовались рунической письменностью, знаки которой вырезались на деревянных палочках, Руны были вытеснены латынью, так что позднее и для венгероязычной письменности применяли латинский алфавит. Руническое письмо уцелело в средние века лишь у части венгерского народа (секеев), сохранявших до XVI в. общинную организацию и архаические черты культуры и быта. Школьное дело в эпоху феодализма являлось монополией церкви, занимавшейся в первую очередь подготовкой священников. Низший клир в XI в. обучался только чтению латинских текстов, писать он не умел. Часть образованных монахов-иноземцев, насаждавших христианство, вела проповеди по-венгерски. Руководящую роль в деле просвещения выполняли члены монашеских орденов, в особенности бенедиктинцев и цистерцианцев.…
Оценить
(0 голоса)
Из среды высшего клира вышли авторы первых произведений латиноязычной литературы и историографии Венгрии, Большинство сочинений авторов XI—XV вв. сохранилось в копиях, исполненных в составе рукописных книг — кодексов. Изготовление кодексов было искусством, развитие которого характеризует одну из сторон средневековой культуры до начала книгопечатания. Часто кодексы снабжались иллюстрациями-миниатюрами. Кодексы представляют собой сборники различных произведений. Обычно составитель-переписчик включал в них все известные ему, различные по жанрам и назначению сочинения — хроники, литургические тексты и т. д., иногда вставляя собственные замечания. Многие произведения раннесредневековой литературы были скопированы в кодексы не в самостоятельном виде, а в составе сочинений сводного характера. Составитель свода, как правило,…
Оценить
(0 голоса)
Первыми авторами латиноязычных произведений в Венгрии являлись прелаты иностранного происхождения. Чанадский епископ Геллерт (Герхард, Герард), прибывший в королевство до 1026 г. и погибший в 1046 г., написал богословский трактат «Рассуждение», который сохранился в копии конца XI в. В церковной среде были заложены и основы жанра житий прелатов и государей, причисленных к лику «святых» (в 1083 г. произошла канонизация Иштвана I и его сына Имре). Акт причисления имел цели церковно-политические: стабилизировать идеологическими средствами сложившийся социальный строй, не допустить внутренних раздоров среди феодалов (этого добился Иштван I Святой), облегчить закладку новых храмов благодаря наличию «местных святых». В соответствии с принятым порядком канонизации…
Оценить
(0 голоса)
Одновременно и даже несколько ранее житий в венгерских монастырях стали составлять анналы — краткие заметки о событиях года. Им предшествовали записи в рубриках рукописных календарей, ведшиеся монахами. В древнейшем из дошедших до нас кодексов — кодексе Прая (1192—1195) — сохранилась копия так называемых Пожоньских анналов, утраченный подлинник которых был составлен в венгерском центре бенедиктинцев — Паннонхалмском монастыре св. Мартина. Анналы дают погодное перечисление событий. Первая часть их (события 997— 1060 гг.) сохранила записи, сделанные современниками (даты освящения бенедиктинских монастырей, посвящений епископов и их кончин, коронации и смертей королей, нападений германского императора). Основное достоинство этого жанра — краткая хронологическая определенность изложения.…
Оценить
(0 голоса)
В Венгрии XI в. были известны и сочинения западноевропейских авторов — Алтайхские анналы, хроника Регино и его продолжателя с описанием «Скифии» и прихода венгров из Причерноморья («Скифии») в Среднее Подунавье и со свидетельствами о набегах отрядов венгров на Западную Европу. Значительным произведением латиноязычной литературы и историографии Венгрии второй половины XI в. явились «Деяния венгров», составленные или перед 1060 г., или около 1066 — 1067 гг. Они положили начало своду, работа над которым продолжалась различными авторами вплоть до второй половины XIV в. Сюжет «Деяний» XI в. составляет история венгров со времени их прихода из Причерноморья («Скифии») до 60-х годов XI в.…
Оценить
(0 голоса)
«Деяния» XI в. положили начало жанру хроник в латиноязычной литературе Венгрии. Рядом авторов были созданы и качестве продолжения «Деяния» XI в. произведения того же жанра. Ими же были внесены дополнения и исправления в текст «Деяний» XI в., в результате него соответствующая часть свода,. законченного в XIV в., приняла сегодняшний вид. Этот свод хроник («Хроника венгров») содержит описания основных событий внутри- и внешнеполитической истории королевства Венгрия до 30-х годов XIV в. Отдельные его части выделены в результата исследования источниковедов и историков латиноязычной литературы Венгрии; дополнения магистра Акоша к «Деяниям» XI в , составленные в 1270—1272 гг.; так называемые «Деяния короля Ласло»…
Оценить
(0 голоса)
В начале XIIIв. неизвестным автором (так называемым Венгерским Анонимом) было создано сочинение в жанре рыцарского романа — об овладении землями Среднего Подунавья в X в. вождем мадьяр Арпадом и о пожаловании этих земель его сподвижникам. Это произведение по-разному оценивается исследователями. Следует иметь в виду, что большинство утверждении Анонима по истории мадьяр и народов, которыми он «населил» Среднее Подунавье X в.,— это плод литературного вымысла. Спорен вопрос о том, читали ли сочинение Анонима в Венгрии до XVIII в. Характерно раннее появление переводов на венгерский язык латинских текстов («Надгробная речь», «Молитва», 1192—1195). Поражают быстрота развития венгерской культуры X — первой половины XIII…