Главное меню

Авторизация



Просвещение и культура в 60-80 г.

Оценить
(0 голоса)
В 60-е годы на повестку дня была поставлена задача реформы народного образования, поскольку для народного хозяйства страны требовались высокообразованные, грамотные специалисты. 11 октября 1961 г. Государственное собрание приняло закон о системе народного образования ВНР. Он предусматривал создание общей 8-летней школы, которая призвана была дать учащимся основы знаний и приобщить к общественно полезному труду. Намечалось дальнейшее развитие среднего образования в виде трех типов 4-летних учебных заведений: гимназии, специальных средних школ и техникумов. Создание этих учебных заведений являлось большим завоеванием общества. Закон о системе народного образования обеспечил возможность получения 8-летнего образования каждому гражданину ВНР, создал условия для осуществления обязательного среднего образования. Обучение…
Оценить
(0 голоса)
К середине 80-х годов эта система образования подверглась критике из-за недостатка учебных помещений, переполненности классов, обучения во вторую смену, недостатка дипломированных педагогов в начальных классах, хотя число преподавателей в целом возросло в общеобразовательных школах с 63 тыс. в 1970 г. до 86 тыс. в 1984 г. Во всей системе образования, начиная от детских садов и заканчивая вузами, в 1984 г. работало 178 тыс. педагогов. Преподаватели средних учебных заведений нередко считали недостаточными те знания, с которыми приходили в средние школы выпускники общеобразовательных школ. В ПТУ обучалось около 50% выпускников восьмилетки, но знания учащихся этих училищ также были недостаточными. Специальные средние школы…
Оценить
(0 голоса)
В буржуазной Венгрии было всего 19 вузов, в 1984 г. в ВНР их насчитывалось уже 58 (университеты и институты в столице и важнейших периферийных центрах). В 50-е годы число студентов вузов увеличилось более чем в 3 раза, достигнув 36 тыс., а в 1984 г. лишь, на дневных отделениях обучалось 63.2 тыс. студентов, а на вечерних и заочных — 36,8 тыс. Это повлекло за собой численный рост преподавателей вузов, в 1984 г. их было 14,5 тыс. человек. В результате в 1985 г. 6,8% населения страны старше 25 лет имело высшее образование (в 1970 г.— 4,3%). Одна из проблем системы высшего образования…
Оценить
(0 голоса)
Насущные проблемы образования широко обсуждались в обществе, и весной 1984 г. министр образования и культуры представил Государственному собранию долгосрочный план развития (на 15—20 лет) всей системы образования. Предполагалось сделать ее более гибкой. Разработка правовых рамок образования завершилась принятием парламентом республики 15 марта 1985 г. первого единого Закона об образовании, который содержал усовершенствованные основные правила организованного обучения возрастных групп от 6 до 24 лет, а также продолжавших учебу без отрыва от производства. Таким образом, был заменен закон от 1961 г., распространявшийся лишь на систему обучения в начальной и средней ступенях и уделявший мало внимания внутренней жизни, управлению, внешним связям школы. Положения,…
Оценить
(0 голоса)
Непосредственную защиту интересов, включая социальную, культурную и спортивную, должен был осуществлять не комсомол, а самостоятельный студенческий орган защиты интересов. С 1949 г. наблюдалось бурное развитие научных исследований. В составе Венгерской академии наук (ВАН) работало шесть отделений, а с 1965 г. действовало 10 отделений, охватывавших все важнейшие области современной науки. Во второй половине 70-х годов было завершено создание сети региональных отделений Академии наук (Сегед, Печ, Веспрем, Дебрецен, Мишколц). Научно-исследовательская работа в стране велась в 69 научно-исследовательских институтах, число которых в 80-е годы значительно сократилось (в 1979 г. их насчитывалось 126), некоторые из институтов объединились или были включены в состав производственных предприятий…
Оценить
(0 голоса)
Вместе с тем предпринимались попытки организационными мерами привлечь материальные средства предприятий на научные разработки. При помощи экономических рычагов усиливалось внимание к внедрению научных достижений в производство. Придавалось больше значения научно-исследовательской работе в вузах, где был занят каждый третий исследователь страны. 1астично был изменен порядок научной аттестации - введена ученая степень университетского доктора - кандидата. Ученые степени кандидата и доктора наук существовали с 1950 г. В 1970 г. в ВНР имелось 90 академиков, 94 члена-корреспондента, доктора наук и 3622 кандидата наук, а в 1983 г. - более 200 академиков и членов-корреспондентов, 1206 докторов наук и 6333 кандидата наук. Росту квалификации научных…
Оценить
(0 голоса)
После окончания второй мировой войны были созданы благоприятные условия для развития общественных наук. К 60-м годам в стране работали Институт истории ВАН, Институт истории партии при ВСРП и Институт военной истории и музей министерства обороны. Велась исследовательская работа на исторических факультетах университетов. Продолжали свою деятельность старые буржуазные историки Дюла Секфю, Имре Ревес и др., создавалась марксистская историческая школа, ее возглавили историки-коммунисты Эрик Молнар, Дежё Немеш, Эржебет Андич и др. Их дело продолжали Пал-Жигмонд Пах, Ференц Пёлёшкеи и др. Историки новой школы главное внимание уделяли исследованиям и публикаторской деятельности по вопросам революционного движения, положения и борьбы рабочего класса. Центр тяжести был…
Оценить
(0 голоса)
Началась разработка ряда проблем по всеобщей истории. Велись интересные исследования и археологические раскопки в Буде, Вишеграде и других местах. Реорганизованный в 1957 г. Институт философии возглавил философ-марксист Бела Фогараши. Активную работу вели Ласло Рудаш и Йожеф Реваи. Мировую известность получили труды Дьёрдя Лукача по эстетике, истории философии и критике буржуазной философии. Видные венгерские экономисты — Иштван Фришш, Ференц Эрдеи, Йожеф Богнар, Иван Т. Беренд и др.— сосредоточили свое внимание в основном на проблеме изучения и разработки механизма социалистического хозяйства. Ученые-юристы Имре Сабо, Калман Ковач и др. достигли значительных успехов в области истории государства и права. Теорией и историей литературы занимались…
Оценить
(0 голоса)
В области физико-математических наук венгерских ученых занимали проблемы функционального анализа, дифференциальных уравнений и геометрии, теории чисел, теории вероятностей, квантовой теории и квантовой механики. Школа Кароя Новобацки в теоретической физике достигла успехов по проблемам теории поля. Академик Лайош Яношши сделал важные открытия в области космических лучей и проблем физической оптики. Велись исследования по ядерным реакциям. Венгерские ученые участвовали в работе Объединенного института ядерных исследований в Дубне (СССР). В 80-е годы венгерские ученые сделали ряд важных открытий в области фундаментальных исследований — в теории алгоритмов и статистической физике. Большое внимание уделялось развитию химии. Школа химика-органика Г. Земплена добилась существенных результатов в химии…
Оценить
(0 голоса)
В области медицины получило новое направление изучение физиологии и патологий лимфообращения (школа Иштвана Русняка). В 80-е годы с помощью методов генной инженерии ученые пересаживали ген человеческого инсулина в колонию бактерий ж получали проинсулин, используемый в фармацевтической промышленности. На основе разработанной теории преобразования в живом организме определенных энзимов и нуклеиновых кислот фармакологи получили антивирусные вещества-агенты. Общегодичное собрание ВАН в мае 1985 г. утвердило директивы научного развития до 1990 г. Президентом ВАН стал Иван. Беренд. Во второй половине 1985 г. был разработан среднесрочный план по науке на 1986—1990 гг. Расходы на научные исследования в этих годы предполагалось увеличить на 30 %, а…
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»
Навигация