Главное меню

Авторизация



Своеобразие реформации в Венгрии

Оценить
(0 голоса)
Распространение реформационных идей на территории всего королевства Венгрия началось еще до битвы при Мохаче. По настоянию мелкого и среднего дворянства, опасавшегося расширении немецкого влияния благодаря утверждению Реформации, в 1525 г. Государственное собрание приняло закон об изгнании из страны и истреблении лютеран. Но осуществлению этого положения помешало османское вторжение. Учение Лютера завоевало прочные позиции в саксонских городах Трансильвании. Его сторонники пытались помешать утверждению других направлений Реформации в Трансильвании, где начиная с 1542 г. не было католического епископа. Прежде всего развернулась борьба между лютеранами и сакраментариями, как именовались последователи Генриха Буллингера (1504 – 1575), пытавшегося согласовать и объединить цвинглианство к кальвинизм —…
Оценить
(0 голоса)
В июне 1564 г. Государственное собрание Трансильвании вынесло исторически важное решение о равноправии лютеранства и учения сакраментариев. Каждая городская и сельская община по своему усмотрению могла решать, представителя какого направления она будет содержать в качестве проповедника. Сосуществование и даже сотрудничество конкурирующих течений Реформации объясняются тем, что и лютеране и сакраментарии исходили из признания незыблемости феодального строя, отличаясь друг от друга лишь обрядовой стороной учений. Вскоре заявило о своем существовании новое реформационное учение — антитринитаризм. Ею сторонники называли себя антитринитариями, арианами, унитариями. Так, в Дебрецене это учение проповедовал прошедший обучение в Италии Тамаш Арань. Он отрицал божественность Христа и святого духа,…
Оценить
(0 голоса)
В Трансильвании идеи антитринитаризма проводил начиная с 1567 г. Ференц Давид, ставший к этому времени реформатским епископом Трансильвании. В его трудах можно проследить влияние хилиастических учений. Он предрекал, что в 1570 г. произойдут великие изменения, которые выразятся в уничтожении власти более ранних направлений Реформации и распространении истинного познания бога. Но под победой истины Ференц Давид понимал не изменение существующего общественного строя, а лишь перемены в сфере религии. В его взглядах имелись и элементы анабаптизма (пророчество о перевороте). Ференц Давид не исключал возможность применения вооруженной силы ради победы истины. Тем не менее он оставался на позициях бюргерской Реформации, и причислять его…
Оценить
(0 голоса)
В борьбе с антитринитариями объединились силы католиков, лютеран, реформатов. Вскоре учение антитринитариев утратило последние элементы протеста против феодализма. Основанная ими церковь (церковь унитариев) стала одной из четырех церковных организаций, пользовавшихся в Трансильвании равными правами (1585 г.). Преобладающая часть венгерского дворянства, примкнув к Реформации, использовала ее прежде всего для присвоения секуляризованных в 1556 г. церковных имуществ.