Некоторые из них, например Деметер Чати, с именем которого связана «Песнь о взятии Паннонии», излагали сохранявшиеся в памяти народа предания. Их собственное сочинительство – это часть фольклора. Оно не требовало умения записывать песни.
Несколько выше был уровень образованности у бродячих сказителей, развлекавших участников магнатских пиров и слагавших сатирические песни (например, Шебештьен Кашшаи Лантош). К их числу принадлежал и Петер Илошваи Шеймеш, сохранивший рыцарское предание о командире отряда наемников Миклоше Толди (1574 г.). Этот поэт использовал и литературные источники. Он стремился не развлекать слушателей, а «ободрять устрашенных».
Некоторые авторы воздействовали на слушателей с определенными политическими целями. Они использовали в своих песнях-сказаниях не вымышленные истории, а подлинные (или считавшиеся подлинными) исторические события. Данные авторы не только распространяли достоверные известия, но и создавали общественное мнение, стимулировавшее борьбу (в особенности воинов пограничных крепостей) с османами. Самым выдающимся представителем этой части сказителей был Шебештьен Тиноди (ок. 1505—1510—1556), происходивший из крепостных крестьян, С точностью историка он запечатлел осады османами крепостей Темешвара, Эгера, изложил историю отдельных их походов и даже цепь событий — историю Трансильванского княжества с 1540 по 1551 г.