Доходы султанского хаса собирались сборщиками налога или вносились самими жителями. Сборщиков направляли прежде всего в пункты, где находились места сбора торговых пошлин, которые следовало взимать ежедневно- Эти пункты располагались по линии Дуная и на Тисе. В деревнях прилегавших к ним местностей также действовали сборщики налогов. Их статус был своеобразен: как служащие они получали ежедневное жалованье, а действовали как откупщики, поскольку сами предлагали казне, с какой местности сколько налога они внесут. Казна давала им полномочия на три года, но если кто-то предлагал большую сумму, то его тут же и назначали сборщиком налогов. Жителям же ряда населенных пунктов хаса султана было предоставлено право самим вносить общую сумму налогов и десятины в будскую казну, что давало жителям местечек возможность для развития хозяйства, В особенности там развивалось товарное скотоводство. Жители местечек хаса выгоняли значительные массы скота на продажу в соседние страны, а османские власти имели от этого денежные доходы в виде пошлин.
Существенной особенностью эйялетов было сохранение в них номинального господства Габсбургов и их фактических претензий на сбор повинностей в подчиненных Порте областях в пользу короля, церкви и венгерских дворян. И Порта признавала правомерность этих претензий, в частности по мирным договорам 1547, 1562, 1568 гг. Фактический сбор повинностей осуществлялся воинами пограничных крепостей и хайдуками, служившими отдельным светским и церковным землевладельцам королевства Венгрия. Набеги воинов и хайдуков являлись большой бедой дли крестьян эйялетов.
Такое же стремление расширить круг налогоплательщиков проявляли и османы, которые совершали набеги для сбора налога с жителей деревень, расположенных в тылу пограничных крепостей Венгрии. Добавим к этому угон османами жителей в рабство. По описи 1546 г. казна собирала в Буде ежегодно 40 тыс. акче для содержания 2 тыс. перегоняемых оттуда рабов.