Главное меню

Авторизация



В вихрях антиосманских войн (1526-1606 гг.)
Оценить
(0 голоса)
Распространение реформационных идей на территории всего королевства Венгрия началось еще до битвы при Мохаче. По настоянию мелкого и среднего дворянства, опасавшегося расширении немецкого влияния благодаря утверждению Реформации, в 1525 г. Государственное собрание приняло закон об изгнании из страны и истреблении лютеран. Но осуществлению этого положения помешало османское вторжение. Учение Лютера завоевало прочные позиции в саксонских городах Трансильвании. Его сторонники пытались помешать утверждению других направлений Реформации в Трансильвании, где начиная с 1542 г. не было католического епископа. Прежде всего развернулась борьба между лютеранами и сакраментариями, как именовались последователи Генриха Буллингера (1504 – 1575), пытавшегося согласовать и объединить цвинглианство к кальвинизм —…
Оценить
(0 голоса)
В июне 1564 г. Государственное собрание Трансильвании вынесло исторически важное решение о равноправии лютеранства и учения сакраментариев. Каждая городская и сельская община по своему усмотрению могла решать, представителя какого направления она будет содержать в качестве проповедника. Сосуществование и даже сотрудничество конкурирующих течений Реформации объясняются тем, что и лютеране и сакраментарии исходили из признания незыблемости феодального строя, отличаясь друг от друга лишь обрядовой стороной учений. Вскоре заявило о своем существовании новое реформационное учение — антитринитаризм. Ею сторонники называли себя антитринитариями, арианами, унитариями. Так, в Дебрецене это учение проповедовал прошедший обучение в Италии Тамаш Арань. Он отрицал божественность Христа и святого духа,…
Оценить
(0 голоса)
В Трансильвании идеи антитринитаризма проводил начиная с 1567 г. Ференц Давид, ставший к этому времени реформатским епископом Трансильвании. В его трудах можно проследить влияние хилиастических учений. Он предрекал, что в 1570 г. произойдут великие изменения, которые выразятся в уничтожении власти более ранних направлений Реформации и распространении истинного познания бога. Но под победой истины Ференц Давид понимал не изменение существующего общественного строя, а лишь перемены в сфере религии. В его взглядах имелись и элементы анабаптизма (пророчество о перевороте). Ференц Давид не исключал возможность применения вооруженной силы ради победы истины. Тем не менее он оставался на позициях бюргерской Реформации, и причислять его…
Оценить
(0 голоса)
В борьбе с антитринитариями объединились силы католиков, лютеран, реформатов. Вскоре учение антитринитариев утратило последние элементы протеста против феодализма. Основанная ими церковь (церковь унитариев) стала одной из четырех церковных организаций, пользовавшихся в Трансильвании равными правами (1585 г.). Преобладающая часть венгерского дворянства, примкнув к Реформации, использовала ее прежде всего для присвоения секуляризованных в 1556 г. церковных имуществ.
Оценить
(0 голоса)
После расчленения королевства венгерская феодальная народность эволюционировала в условиях, которые в разной степени обеспечивали развитие ее культуры. Этих условий почти не существовало в областях Османской империи. Ограниченные возможности, в особенности после победы контрреформации, имелись и в габсбургском королевстве Венгрия. Очагом развития венгерской этнической культуры являлось Трансильванское княжество . Князь Трансильвании Габор Бетлен (1613-1629) Наряды придворных короля конца XV в. Изображение на алтаре Сепешхейской церкви Вместе с тем можно выделить основные общие черты развития культуры в королевстве и в княжестве. Они определялись распространением идей Реформации и утверждением церковных учреждений реформатов. Главным результатом этого было появление большой сети школ и типографий, в…
Оценить
(0 голоса)
Некоторые из них, например Деметер Чати, с именем которого связана «Песнь о взятии Паннонии», излагали сохранявшиеся в памяти народа предания. Их собственное сочинительство – это часть фольклора. Оно не требовало умения записывать песни. Несколько выше был уровень образованности у бродячих сказителей, развлекавших участников магнатских пиров и слагавших сатирические песни (например, Шебештьен Кашшаи Лантош). К их числу принадлежал и Петер Илошваи Шеймеш, сохранивший рыцарское предание о командире отряда наемников Миклоше Толди (1574 г.). Этот поэт использовал и литературные источники. Он стремился не развлекать слушателей, а «ободрять устрашенных». Некоторые авторы воздействовали на слушателей с определенными политическими целями. Они использовали в своих песнях-сказаниях…
Оценить
(0 голоса)
Описания борьбы с османами имели задачей способствовать объединению сил и сторонников, и противников Реформации для успеха этой борьбы. Для этого Тиноди издал свои песни в сборнике «Хроника» (Коложвар, 1554). Создавали литературные произведения проповедники реформационных учений. Для массы неграмотного населения и они сочиняли песни— «О княжестве», «О скупости» Андраша Скароши Хорвата, 1545; «Шестнадцать псалмов Давида» Михая Стараи (умер ок. 1575 г.). Для первого автора характерны сочувствие к «бедным пахарям», обличение алчности магнатов («князей»), Именно на магнатов он возлагает ответственность за османское нашествие, опустошение страны, феодальную анархию, раскрытие перед читателем достоверные даже в деталях картины повседневной жизни деревень и местечек. Михай Стараи…
Оценить
(0 голоса)
В этих и других публицистических произведениях, а также в религиозно-теоретических сочинениях проповедников были предприняты попытки художественного воплощения идей Реформации, изложенных и развитых применительно к условиям королевства Венгрия и Трансильванского княжества. Испытавший влияние гуманизма Матьяш Деваи Биро (умер ок. 1545 г.) в начале 30-х годов изложил идеи Реформации по-латыни, а в 1536 г. издал на венгерском языке основанную на тех же идеях «Орфографию» и катехизис. Это были по существу переводы учения Лютера. Современники проповедника Матьяша Биро — Имре Озораи, учившийся в университетах Виттенберга и Кракова, и Андраш Фаркаш распространяли основные идеи лютеранства среди жителей местечек, игравших в Венгрии ведущую роль в…
Оценить
(0 голоса)
Следующим этапом развития реформационной публицистики явились сочинения, отразившие споры между антитринитариями и реформатами. Идеолог антитринитариев Ференц Давид (до мадьяризации сакс Франц Хертель, умер в 1579 г.) в сочинении «Краткое объяснение» (1567) писал о необходимости прихода «тысячелетнего царства», когда будут установлены равенство и мир. Эти хилиастические мечтания были более революционными нежели положения бюргерской Реформации. Глава консервативного крыла Реформации дебреценский епископ Петер Мелиус Юхас (умер в 1572 г.) издавал проповеди и полемические сочинения, призывавшие народ к послушанию «князьям». Эти произведения лишены художественной ценности. Единственным важнейшим достижением реформатского богословия явилось издание в 1590 г. полного венгерского перевода Библии, осуществленного Гашпаром Кароли (умер в…
Оценить
(0 голоса)
Идеология антитринитаризма оказала влияние на творчество Гашпара Хельтаи (до мадьяризации сакс Кашпар Хельт) — типографа, владельца мастерской по производству бумаги (ок. 1515— 1574 г.). Он создал первые произведения венгерской художественной прозы: «Диалог об опасности пьянства и кутежей» 1 (1552), «Сто басен» (1566), «Сеть» (1570), «Венгерская хроника» (издана посмертно в 1575 г.). Формально это переработки иноязычных произведений (сочинения немецкого реформатора Себастиана Франка, басни Эзопа, сочинения испанца Гонсальвиса Регинальда, хроники Антонио Бонфини), Фактически на их сюжетной основе Хельтаи создал оригинальные сочинения, В них включены изъявления симпатий к крепостному крестьянству Трансильвании, описания жизненных ситуаций, характерных для этого княжества, элементы венгерских народных сказок. Антифеодальная…