Ускоренная мадьяризация школьной системы в последние фи десятилетия XIX в., имевшая своей целью мадьяризацию невенгерских народов, снижала качество обучения, ставила детей других национальностей в неравное положение с их сверстниками-венграми. Эта политика не достигла, да и не могла достигнут!» поставленной цели. Мадьяризаторы оказались в плену собственных иллюзий, полагая, что знание языка сделает румын, немцев, славян «добрыми мадьярами». Ничего не получилось. Эффект был обратный: именно в последние десятилетия XIX столетия произошел резкий скачок в усилении национального самосознания невенгерских народов и подъем национальных движений, Новым моментом явилась активизация в 1890-х годах усилий но координации антимадьярских акций политических партий и организаций славян и румын Венгрии.
Единственным политическим деятелем, продолжавшим либеральные традиции Етвёша—Деака в национальном вопросе, пытавшимся апеллировать к благоразумию господствующих классов и правительства, был Лайош Мочари, основатель партии независимости (1874—1884 гг.). Он напоминал правительству, что оно «управляет делами многоязычной страны» и является «правительством мадьяр, словаков, сербов», между которыми необходимо делить не только бремя, но и справедливость. Попытки ассимиляции Мочари считал вредной утопией, безответственном авантюрой и требовал последовательного выполнения закона о национальностях 1868 г.